ППССЗ 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение

Программа подготовки специалистов среднего звена Казённого профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный
колледж» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение углублённой подготовки.
Материал Программы подготовки специалистов среднего звена
Казённого
профессионального образовательного учреждения
Удмуртской Республики
«Республиканский музыкальный колледж» по профессии среднего профессионального
образования 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение подготовлен:
Т.П. Белава, заместителем директора по научно-методической работе КПОУ УР «РМК»,
заслуженным работником культуры УР;
О.В.Проскуриной, заместителем директора по учебной работе КПОУ
заслуженным работником культуры УР;

УР «РМК»,

Е.В. Овчинниковой, заведующей отделением сольного народного пения КПОУ УР
«РМК», Народной артисткой УР;
М.Н. Роготневой, заведующей отделением хорового народного пения КПОУ УР «РМК»,
заслуженным работником культуры УР;
Е.П.Агафоновой, юрисконсультом КПОУ УР «РМК»;
Н.Ю. Краснопёровой, заведующей производственной практикой КПОУ УР «РМК»;
В.М. Васильевой, заведующей библиотекой КПОУ УР «РМК».
Технический редактор: Т.П. Белава, заместитель директора по научно-методической
работе КПОУ УР «РМК».
Рассмотрено:
на заседании Экспертного совета КПОУ Удмуртской Республики «Республиканский
музыкальный колледж» 31 августа 2021 г.

СОДЕРЖАНИЕ
1. Общие положения.
1.1. Нормативно-правовые основы разработки основной ППССЗ.
1.2. Цель разработки ППССЗ КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж» по
специальности Сольное и хоровое народное пение.
1.3. Характеристика ППССЗ КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж» по
специальности Сольное и хоровое народное пение.
1.4.Нормативный срок освоения Программы подготовки специалистов среднего звена.
1.5.Требования к условиям реализации Программы подготовки специалистов среднего
звена (приёмные требования по предметам творческой направленности).
2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников.
2.1.Область профессиональной деятельности выпускников.
2.2.Объекты профессиональной деятельности выпускников.
2.3. Основные виды профессиональной деятельности.
3. Требования к результатам освоения Программы подготовки специалистов среднего
звена.
3.1. Общие компетенции.
3.2. Профессиональные компетенции.
4. Требования к структуре программы подготовки специалистов среднего звена.
5. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
5.1. Календарный учебный график.
5.2. Рабочий учебный план.
6.Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ.
6.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности,
профессиональных и общих компетенций.
6.2. Требования к выпускным квалификационным работам.
.
7. Ресурсное обеспечение ППССЗ.
7.1. Учебно – методическое и информационное обеспечение образовательного
процесса.
7.2. Кадровое обеспечение реализации ППССЗ.
7.3. Материально- техническое обеспечение реализации ППССЗ.
7.4. Базы практики.
8. Характеристика среды колледжа, обеспечивающая развитие общих компетенций
выпускников.
9. Приложения.

2

1. Общие положения.
Определение:
Программа подготовки специалистов среднего звена Казённого профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный
колледж» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение углублённой подготовки,
является системой учебно-методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС
СПО.
1.1. Нормативно-правовые основы разработки Программы подготовки специалистов
среднего звена.
Программа подготовки специалистов среднего звена КПОУ Удмуртской Республики
«Республиканский музыкальный колледж» по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое
народное пение - комплекс нормативно-методической документации, регламентирующий
содержание, организацию и оценку качества подготовки обучающихся и выпускников по
специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение.
Нормативно - правовую основу разработки Программы подготовки специалистов
среднего звена (ППССЗ) составляют:
•
«Всеобщая декларация прав человека» (принята Генеральной Ассамблеей ООН
10.12.1948);
•
«Декларация прав ребенка» (принята ООН 20.11.1959 года);
•
«Конвенция о правах ребенка» (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989)
(вступила в силу для СССР 15.09.1990);
•
«Конституция Российской Федерации»;
•
Федеральный закон от 29 декабря 2012г. №273-ФЗ "Об образовании в Российской
Федерации";
•
Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 210-ФЗ "Об организации предоставления
государственных и муниципальных услуг";
•
Федеральный закон от 27.07.2006 №152-ФЗ «О персональных данных»;
•
Указ Президента РФ от 07 мая 2012 года № 599 «О мерах по реализации
государственной политики в области образования и науки»;
•
Постановление Правительства РФ от 8 августа 2013 года № 678 "Об утверждении
номенклатуры должностей педагогических работников организаций, осуществляющих
образовательную деятельность, должностей руководителей образовательных организаций";
•
Постановление Правительства РФ от 28 октября 2013г. №966 "О
ЛИЦЕНЗИРОВАНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ";
•
Постановление Правительства РФ от 15 августа 2013г. №706 "Об утверждении
Правил оказания платных образовательных услуг";
•
Постановление Правительства РФ от 10 июля 2013г. №582 "Об утверждении Правил
размещения на официальном сайте образовательной организации в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" и обновления информации об образовательной
организации";
•
Приказ Минобрнауки России от 14.06.2013 № 464 (ред.от 28.08.2020) «Об
утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по
образовательным программам среднего профессионального образования;
•
Приказ
Министерства образования и науки РФ от 29.10.2013 №1199
«Об
утверждении перечней профессий
и специальностей среднего профессионального
образования»;
•
Приказ Минобрнауки России от 22.12.2014 № 1601 «О продолжительности рабочего
времени (нормах часов педагогической работы за ставку заработной платы) педагогических

3

работников и о порядке определения учебной нагрузки педагогических работников,
оговариваемой в трудовом договоре»;
•
Приказ Министерства просвещения РФ от 02.09.2020 №457 «Об утверждении
Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования»;
•
Приказ Министерства науки и высшего образования РФ и Министерства просвещения
РФ от 05.08.2020 №885/390 «О практической подготовке обучающихся»;

Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17.03.2020 г.№104 «Об
организации образовательной деятельности в организациях, реализующих образовательные
программы начального общего, основного общего и среднего общего образования,
образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные
общеобразовательные программы, в условиях распространения новой коронавирусной
инфекции на территории Российской Федерации»;

Приказ Минобрнауки России от 16.08.2013 №968 (ред.от 17.11.2017, с изм.от
21.05.2020) «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по
образовательным программам среднего профессионального образования»;

Приказ Минобрнауки России от 25.10.2013 №1186 (ред.от 07.08.2019) «Об
утверждении Порядка заполнения, учета и выдачи дипломов о среднем профессиональном
образовании и их дубликатов»;
•
Федеральные
государственные
образовательные
стандарты
среднего
профессионального образования;
•
Закон Удмуртской Республики от
21.03.2014 г. № 11-РЗ
«О
реализации
полномочий Удмуртской Республики в сфере образования»;
•
Закон Удмуртской Республики от 06.03.2007 № 2-РЗ «О мерах по социальной
поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»;
•
Постановление
Правительства Удмуртской Республики 30.06.2008 № 168 «О
предоставлении государственных услуг в сфере образования в Удмуртской Республике»;

Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 20.03.2020 №
325 «О временной реализации образовательных программ с применением электронного
обучения и дистанционных образовательных
технологий в профессиональных
образовательных организациях, расположенных на территории Удмуртской Республики»;

Приказ Министерства образования и науки Удмуртской Республики от 02.04.2020 №
404 «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Удмуртской
Республики от 20.03.2020 № 325 «О временной реализации образовательных программ с
применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в
профессиональных образовательных организациях, расположенных на территории
Удмуртской Республики»;

Приказ Министерства культуры Удмуртской Республики от 19.03.2020г. № 01/0105/114;
•
Устав КПОУ УР «РМК»;
•
Локальная нормативно - правовая база КПОУ УР «РМК».
1.2. Цель разработки ППССЗ КПОУ Удмуртской Республики «Республиканский
музыкальный колледж» по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение.
Целью разработки Программы подготовки специалистов среднего звена является
методическое обеспечение реализации ФГОС СПО по данной специальности.
1.3. Характеристика ППССЗ КПОУ
Удмуртской Республики «Республиканский
музыкальный колледж» по специальности 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение.
4

В КПОУ Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный колледж» по
данной специальности реализуется Программа подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки, освоение которой позволяет лицу, успешно прошедшему итоговую
аттестацию, получить квалификации, соответствующие специальности.
1.4. Нормативный срок освоения Программы подготовки специалистов среднего звена.
Сроки, трудоемкость освоения ППССЗ и квалификации выпускников.
Нормативный срок освоения Программы подготовки специалистов среднего звена
углубленной подготовки при очной форме получения образования и присваиваемая
квалификация приводятся в таблице.

Наименован
ие
ППССЗ
и
видов
ППССЗ

Сольное и
хоровое
народное
пение (по
видам)

Код в
соответствии
с принятой
классификацией
ППССЗ

Наименование
квалификации
углубленной
подготовки

53.02.05

Хоровое
народное
пение

53.02.05

Трудоемкость
(в часах)1

3 года 10
месяцев

53.02.05

Сольное
народное
пение

Срок
получения
СПО по
ППССЗ
углубленно
й
подготовки
в очной
форме
обучения

7722

Артист-вокалист,
преподаватель,
руководитель народного
коллектива
Артист-вокалист,
преподаватель,
руководитель народного
коллектива

1.5. Требования к условиям реализации Программы подготовки специалистов среднего
звена.
При приеме на обучение по ППССЗ КПОУ
Удмуртской Республики
«Республиканский музыкальный колледж» проводит вступительные испытания творческой
направленности, в порядке, установленном в соответствии с Федеральным законом от 29
декабря 2012г. №273 – ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Приказом
Министерства просвещения Российской Федерации от 02.09.2020 №457 «Об утверждении
Порядка приема на обучение по образовательным программам среднего профессионального
образования".
Специальность 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение (по видам)
Сольное народное пение
Дополнительные испытания творческой направленности

5

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г.
«О перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие
государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего профессионального
образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или) профессиональной направленности»
(зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27 октября 2009 г., регистрационный № 15129.
Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 46)

На специальность 53.02.05 Сольное народное пение принимаются абитуриенты, имеющие
начальное музыкальное образование, а также абитуриенты без музыкальной подготовки.
Поступающий на специальность 53.02.05 Сольное народное пение должен обладать
необходимыми вокальными и музыкальными данными: иметь сформировавшийся здоровый
голосовой аппарат, музыкальный слух, чувство музыкального ритма, музыкальную память. У
поступающего не должно быть устойчивых речевых дефектов, а также выраженных физических
недостатков, мешающих профессиональной работе. Все поступающие на специальность 53.02.05
«Сольное народное пение» до начала вступительных испытаний проходят медицинский осмотр
врача-фониатра.
Исполнение программы
Абитуриент должен исполнить:
а) наизусть две-три разнохарактерных народных песни, одна из них должна быть с элементами
народной хореографии;
б) наизусть стихотворение, басню или отрывок из художественной прозы.
в) на музыкальном инструменте (фортепиано или народном инструменте) одно-два произведения,
соответствующие уровню сложности 5 класса ДШИ
на фортепиано:
а) этюд;
б) пьесу;
на баяне (гармони):
а) аккомпанемент народной песни;
б) пьесу.
Сольфеджио
Для поступающих на специальность «Сольное народное пение» экзаменационные требования по
сольфеджио устанавливаются в объеме программы по сольфеджио ДШИ для специальностей с
пятилетним сроком обучения.
Письменная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает:
1. запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов в
размерах: 2/4, 3/4. Интонационные и ритмические трудности:
 натуральный мажор или один из видов минора до 3-х знаков в ключе; мелодическое
движение преимущественно плавное, без хроматизмов, возможно движение по звукам Т53 и
D7; мелодия диктанта может включать 2-3 скачка с заполнением.
 длительности половинные, четверти, восьмые, четверть с точкой и восьмая, четыре
шестнадцатые.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности.
Диктант проигрывается 10 раз в течение 30 минут.
2. cлуховой анализ:
а) лады (мажор натуральный, минор 3-х видов);
б) интервалы и аккорды от звука;
в) последовательности из 4-6 аккордов в тональности.
Образец диктанта

6

Образец слухового анализа
Элементы
№
1
минор (↑мелодически)
2
мажор (↓ гармонически)
3
м.6 (гармонически)
4
м.7 (↑мелодически)
5
м.2. (гармонически)

Баллы

№
6
7
8
9
10

Образцы аккордовых последовательностей: T S64 D6 T;

Элементы

Баллы

Б.53 (гармонически)
М64 (гармонически)
Б6 (мелодически)
D65 - t
Ум.VII7 - T

t s64 D6 D7 t;

t t64 s6 D7 t

Устная форма вступительного испытания по сольфеджио проводится по билетам. Абитуриентам
предоставляется 15-20 минут на подготовку к ответу. Билет состоит из следующих заданий:
 интонирование элементов (гамм, интервалов и аккордов в ладу и от звука);
 чтение с листа одноголосного музыкального примера.
Примерные требования к устному ответу по сольфеджио:
Интонирование:
1. гаммы натурального мажора, 3-х видов минора (натуральный, гармонический,
мелодический);
2. в тональности (до 4-и знаков включительно):
a) ступени;
b) интервалы с разрешением (диатонические, тритоны);
c) аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 и его обращения с
разрешением);
3. от звука вверх и вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 2. b), c)
Чтение с листа с тактированием (дирижированием) одноголосного музыкального примера.
Мелодические и ритмические трудности – соответственно диктанту.
Список вопросов по музыкальной грамоте, в которых должен ориентироваться абитуриент:
 виды мажора и минора;
 кварто-квинтовый круг тональностей;
 буквенное обозначение звуков, тональностей;
 основные правила группировки в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
 построение пройденных интервалов и аккордов от звука и определение тональностей,
в которых они встречаются;
 музыкальный синтаксис: период, фраза, предложение, каденция, цезура;
 наиболее употребительные музыкальные термины, относящиеся к обозначениям
основных темпов, динамики, характера исполнения.
Знания по музыкальной грамоте проверяются при построении гамм, интервалов и аккордов в билете.
Общий результат (зачтено/не зачтено) учитывает пять форм работы: диктант, слуховой анализ,
интонирование элементов, чтение с листа и музыкальную грамоту. Результат «зачтено» складывается
минимум из трёх положительных ответов.
Сольфеджио (для абитуриентов без музыкальной подготовки)
Письменная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает запись на нотном
стане одноголосного музыкального диктанта (возможна условная запись мелодии).
Образец диктанта

7

Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает проверку музыкальнослуховых данных (чувства ритма, музыкального слуха и памяти):
 пропевание отдельно взятого на фортепиано звука;
 точное повторение сыгранной преподавателем музыкальной фразы;
 определение количества звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизведение звуков
голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
 воспроизведение ритмического рисунка сыгранного преподавателем музыкального
отрывка (простучать или прохлопать).
Устные задания для проверки чувства ритма

Устные задания для проверки музыкального слуха и памяти

Общий результат (зачтено/не зачтено) учитывает три формы работы: диктант, проверку чувства
ритма, проверку музыкального слуха и памяти). Результат «зачтено» складывается минимум из двух
положительных ответов.
Специальность 53.02.05 Сольное и хоровое народное пение (по видам)
Хоровое народное пение
Дополнительные испытания творческой направленности
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 356 от 28 сентября 2009 г. «О
перечне специальностей среднего профессионального образования, по которым при приеме в имеющие
государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального и высшего
профессионального образования могут проводиться дополнительные испытания творческой и (или)
профессиональной направленности» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 27
октября 2009 г., регистрационный № 15129. Бюллетень нормативных актов федеральных органов
исполнительной власти, 2009, № 46)

На специальность 53.02.05 «Хоровое народное пение» принимаются абитуриенты, имеющие
начальное музыкальное образование, а также абитуриенты без музыкальной подготовки.
Поступающий должен обладать необходимыми вокальными и музыкальными данными: иметь
сформировавшийся здоровый голосовой аппарат, музыкальный слух, чувство музыкального ритма,
музыкальную память. У поступающего не должно быть устойчивых речевых дефектов, а также
выраженных физических недостатков, мешающих профессиональной работе.
Все поступающие на специальность 53.02.05 «Хоровое народное пение» проходят до начала
вступительных испытаний медицинский осмотр врача-фониатра.
Исполнение программы
Абитуриент должен:
а) спеть одну русскую народную песню;
б) спеть хоровые голоса несложной народной песни;
в) просольфеджировать (прочитать с листа) несложные по ритму и интервалам мелодии,
г) сыграть на фортепиано несложную хоровую партитуру;
д) исполнить на фортепиано или народном инструменте одно-два произведения, соответствующие
уровню сложности 5 класса ДШИ

8

на фортепиано:
а) этюд;
б) пьесу;
на баяне (гармони):
а) аккомпанемент народной песни;
б) пьесу.
Сольфеджио
Для поступающих н а специальность «Хоровое народное пение» экзаменационные требования по
сольфеджио устанавливаются в объеме программы по сольфеджио ДШИ для специальностей с
пятилетним сроком обучения.
Письменная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает:
1.запись одноголосного музыкального диктанта в форме периода протяженностью 8 тактов в
размерах: 2/4, 3/4. Интонационные и ритмические трудности:

2

 натуральный мажор или один из видов минора до 3-х знаков в ключе; мелодическое
движение преимущественно плавное, без хроматизмов, возможно движение по звукам Т53 и
D7; мелодия диктанта может включать 2-3 скачка с заполнением.
 длительности половинные, четверти, восьмые, четверть с точкой и восьмая, четыре
шестнадцатые.
Перед проигрыванием диктанта объявляется тональность и дается настройка в этой тональности.
Диктант проигрывается 10 раз в течение 30 минут.
cлуховой анализ:
а) лады (мажор натуральный, минор 3-х видов);
б) интервалы и аккорды от звука;
в) последовательности из 4-6 аккордов в тональности
Образец диктанта

Образец слухового анализа
№
1
2
3
4
5

Элементы
минор (↑мелодически)
мажор (↓ гармонически)
м.6 (гармонически)
м.7 (↑мелодически)
м.2. (гармонически)

Баллы

№
6
7
8
9
10

Образцы аккордовых последовательностей: T S64 D6 T;

Элементы
Б. 3 (гармонически)
М64 (гармонически)
Б6 (мелодически)
D65 - t
Ум.VII7 - T

Баллы

5

t s64 D6 D7 t;

t t64 s6 D7 t

Устная форма вступительного испытания по сольфеджио проводится по билетам. Абитуриентам
предоставляется 15-20 минут на подготовку к ответу. Билет состоит из следующих заданий:
 интонирование элементов (гамм, интервалов и аккордов в ладу и от звука);
 чтение с листа одноголосного музыкального примера.
Примерные требования к устному ответу по сольфеджио:
Интонирование:
1.гаммы натурального мажора, 3-х видов минора (натуральный, гармонический, мелодический);
2.в тональности (до 4-и знаков включительно):

9

3.ступени;
4.интервалы с разрешением (диатонические, тритоны);
5.аккорды (трезвучия главных ступеней и их обращения, D7 и его обращения с разрешением);
6.от звука вверх и вниз отдельные интервалы и аккорды, указанные в п. 2. b), c).
Чтение с листа с тактированием (дирижированием) одноголосного музыкального примера.
Мелодические и ритмические трудности – соответственно диктанту.
Список вопросов по музыкальной грамоте, в которых должен ориентироваться абитуриент:
 виды мажора и минора;
 кварто-квинтовый круг тональностей;
 буквенное обозначение звуков, тональностей;
 основные правила группировки в размерах 2/4, 3/4, 4/4;
 построение пройденных интервалов и аккордов от звука и определение тональностей, в
которых они встречаются;
 музыкальный синтаксис: период, фраза, предложение, каденция, цезура;
 наиболее употребительные музыкальные термины, относящиеся к обозначениям основных
темпов, динамики, характера исполнения.
Знания по музыкальной грамоте проверяются при построении гамм, интервалов и аккордов в билете.
Общий результат (зачтено/не зачтено) учитывает пять форм работы: диктант, слуховой анализ,
интонирование элементов, чтение с листа и музыкальную грамоту. Результат «зачтено» складывается
минимум из трёх положительных ответов.
Сольфеджио (для абитуриентов без музыкальной подготовки)
Письменная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает запись на нотном
стане одноголосного музыкального диктанта (возможна условная запись мелодии).
Образец диктанта

Устная форма вступительного испытания по сольфеджио предполагает проверку музыкальнослуховых данных (чувства ритма, музыкального слуха и памяти):
 пропевание отдельно взятого на фортепиано звука;
 точное повторение сыгранной преподавателем музыкальной фразы;
 определение количества звуков в созвучии (интервал, аккорд), и воспроизведение звуков
голосом последовательно сверху вниз или снизу вверх;
 воспроизведение ритмического рисунка сыгранного преподавателем музыкального отрывка
(простучать или прохлопать).
Устные задания для проверки чувства ритма

Устные задания для проверки музыкального слуха и памяти

10

Общий результат (зачтено/не зачтено) учитывает три формы работы: диктант, проверку чувства
ритма, проверку музыкального слуха и памяти). Результат «зачтено» складывается минимум из двух
положительных ответов.

2. Характеристика профессиональной деятельности выпускников и требования к
результатам освоения Программы подготовки специалистов среднего звена.
2.1. Область профессиональной деятельности выпускников:
Область профессиональной деятельности выпускников: вокальное исполнительство
сольное, в составе хора или ансамбля; музыкальная педагогика в образовательных
организациях дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам
искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных
организациях; руководство народными коллективами, организация и постановка концертов и
прочих сценических выступлений.
2.2. Объекты профессиональной деятельности выпускников.
Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
музыкальные произведения разных направлений и стилей;
музыкальные инструменты;
народные коллективы;
образовательные организации дополнительного образования детей (детские школы искусств
по видам искусств), профессиональных образовательных организациях )));
образовательные
программы,
реализуемые
в
образовательных
организациях
дополнительного образования детей (детских школах искусств по видам искусств),
общеобразовательных организациях, профессиональных образовательных организациях;
слушатели и зрители театров и концертных залов;
театральные и концертные организации;
учреждения (организации) культуры, образования
2.3. Основные виды профессиональной деятельности.
Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива готовится к
следующим видам деятельности:
Исполнительская деятельность (репетиционно-концертная деятельность в качестве
артиста хора, ансамбля, солиста на различных сценических площадках).
Педагогическая деятельность (учебно-методическое обеспечение образовательного
процесса в образовательных организациях дополнительного образования детей (детских
школах
искусств
по
видам
искусств),
общеобразовательных
организациях,
профессиональных образовательных организациях).
Организационная деятельность (руководство народными коллективами, организация и
постановка концертов и прочих сценических выступлений).
3. Требования к результатам освоения Программы подготовки специалистов среднего
звена.
Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива должен обладать
общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к
ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения
профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
11

ОК3. Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.
ОК4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и
решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования
профессиональной деятельности.
ОК6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством.
ОК7. Ставить цели, мотивировать деятельность подчиненных, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственности за результат выполнения
заданий.
ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития,
заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной
деятельности.
ОК10. Использовать умения и знания учебных дисциплин федерального государственного
образовательного стандарта среднего общего образования в профессиональной
деятельности.
ОК11. Использовать умения и знания профильных учебных дисциплин федерального
государственного образовательного стандарта среднего общего образования в
профессиональной деятельности.
Артист-вокалист, преподаватель, руководитель народного коллектива должен обладать
профессиональными компетенциями, соответствующими видам деятельности:
Исполнительская деятельность.
ПК 1.1. Целостно и грамотно воспринимать и исполнять музыкальные произведения,
самостоятельно осваивать сольный, хоровой и ансамблевый репертуар (в соответствии с
программными требованиями).
ПК 1.2. Осуществлять исполнительскую деятельность и репетиционную работу в условиях
концертной организации в народных хоровых и ансамблевых коллективах.
ПК 1.3. Применять в исполнительской деятельности технические средства звукозаписи,
вести репетиционную работу и запись в условиях студии.
ПК 1.4. Выполнять теоретический и исполнительский анализ музыкального произведения,
применять базовые теоретические знания в процессе поиска интерпретаторских решений.
ПК 1.5. Систематически работать над совершенствованием исполнительского репертуара.
ПК 1.6. Применять базовые знания по физиологии, гигиене певческого голоса для решения
музыкально-исполнительских задач.
Педагогическая деятельность.
ПК 2.1. Осуществлять педагогическую и учебно-методическую деятельность в
образовательных организациях дополнительного образования детей (детских школах
искусств по видам искусств), общеобразовательных организациях, профессиональных
образовательных организациях.
ПК 2.2. Использовать знания в области психологии и педагогики, специальных и
музыкально-теоретических дисциплин в преподавательской деятельности.
ПК 2.3. Использовать базовые знания и практический опыт по организации и анализу
образовательного процесса, методике подготовки и проведения урока в исполнительском
классе.
ПК 2.4. Осваивать основной учебно-педагогический репертуар.
ПК 2.5. Применять классические и современные методы преподавания, вокальных и хоровых
дисциплин, анализировать особенности народных исполнительских стилей.
ПК 2.6. Использовать индивидуальные методы и приемы работы в исполнительском классе с
учетом возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.
12

ПК 2.7. Планировать развитие профессиональных умений обучающихся.
Организационная деятельность.
ПК 3.1. Применять базовые знания принципов организации труда с учетом специфики
деятельности педагогических и творческих коллективов.
ПК 3.2. Исполнять обязанности музыкального руководителя творческого коллектива,
включающие организацию репетиционной и концертной работы, планирование и анализ
результатов деятельности.
ПК 3.3. Использовать базовые нормативно-правовые знания в деятельности специалиста по
организационной работе в учреждениях (организациях) образования и культуры.
ПК 3.4. Создавать концертно-тематические программы с учетом специфики восприятия
различными возрастными группами слушателей.
4. Требования к структуре Программы подготовки специалистов среднего звена.
4.1. Общеобразовательный учебный цикл:
4.1.1. Программа ОД.01.01. Иностранный язык;
4.1.2. Программа ОД.01.02. Обществознание;
4.1.3. Программа ОД.01.03. Математика и информатика;
4.1.4. Программа ОД.01.04. Естествознание;
4.1.5. Программа ОД.01.05. География;
4.1.6. Программа ОД.01.06. Физическая культура;
4.1.7. Программа ОД.01.07. Основы безопасности жизнедеятельности;
4.1.8.Программа ОД.01.08. Русский язык;
4.1.9.Программа ОД.01.09. Литература;
4.2. Программы профильных учебных дисциплин:
4.2.1. Программа ОД.02.01. История мировой культуры;
4.2.2. Программа ОД,02.02. История;
4.2.3 Программа ОД.02.03. Народная музыкальная культура;
4.2.4. Программа ОД.02.04. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная).
4.3. Программы общего гуманитарного и социально – экономического цикла:
4.3.1. Программа ОГСЭ 01. Основы философии;
4.3.2. Программа ОГСЭ 02. История;
4.3.3. Программа ОГСЭ 03. Психология общения;
4.3.4. Программа ОГСЭ 04. Иностранный язык;
4.3.5. Программа ОГСЭ 05. Физическая культура;
4.4. Программы общепрофессиональных дисциплин:
4.4.1. Программа ОП.01. Музыкальная литература (зарубежная и отечественная);
4.4.2. Программа ОП.02. Сольфеджио;
4.4.3. Программа ОП.03. Музыкальная грамота;
4.4.4. Программа ОП.04. Элементарная теория музыки;
4.4.5. Программа ОП.05. Гармония;
4.4.6. Программа ОП.06. Анализ музыкальных произведений;
4.4.7. Программа ОП.07. Музыкальная информатика;
4.4.8. Программа ОП.08. Безопасность жизнедеятельности.
4.5.Программы профессиональных модулей:
4.5.1.Программа профессионального модуля ПМ.01.Исполнительская деятельность
13

(Сольное народное пение, Хоровое народное пение);
4.5.2..Программа профессионального модуля ПМ.02. Педагогическая деятельность;
4.5.3.Программа профессионального модуля ПМ.03.
Организационная
деятельность (Сольное народное пение, Хоровое народное пение).
4.6. Программы практик:
4.6.1. Программа УП.01. Сольное и хоровое пение, том числе учебная практика по
педагогической работе;
4.6.2. Программа УП.02. Хоровой класс;
4.6.3. Программа УП.03. Основы народной хореографии;
4.6.4. Программа УП.04. Ансамблевое исполнительство;
4.6.5. Программа ПП.01. Производственная (исполнительская практика);
4.6.6. Программа ПП.02. Производственная (педагогическая практика);
4.6.7. Программа ПДП Производственная практика (преддипломная).
5. Документы, определяющие содержание и организацию образовательного процесса.
5.1. Календарный учебный график.
5.2. Рабочий учебный план.
6.Контроль и оценка результатов освоения ППССЗ
6.1. Контроль и оценка освоения основных видов профессиональной деятельности,
профессиональных и общих компетенций.
Оценка качества освоения ППССЗ включает: текущий контроль успеваемости,
промежуточную и государственную итоговую аттестации обучающихся.
Конкретные формы и процедуры текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по каждой дисциплине и профессиональному модулю разрабатываются
образовательной организацией самостоятельно и доводятся до сведения обучающихся в
течение первых двух месяцев от начала обучения.
Для аттестации обучающихся на соответствие их персональных достижений
поэтапным требованиям соответствующей ППССЗ
(текущий контроль успеваемости и
промежуточная аттестация) созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить
умения, знания, практический опыт и освоенные компетенции.
Фонды оценочных средств для промежуточной аттестации по дисциплинам и
междисциплинарным курсам в составе профессиональных модулей разрабатываются и
утверждаются образовательной организацией самостоятельно, а для государственной
итоговой аттестации – разрабатываются и утверждаются образовательной организацией
после предварительного согласования с работодателями.
Для промежуточной аттестации обучающихся по дисциплинам (междисциплинарным
курсам) кроме преподавателей конкретной дисциплины (междисциплинарного курса) в
качестве внешних экспертов активно привлекаются преподаватели смежных дисциплин
(курсов).
Для максимального приближения программ промежуточной аттестации обучающихся
по профессиональным модулям к условиям их будущей профессиональной деятельности
образовательной организацией в качестве внештатных экспертов привлекаются
работодатели.
Оценка качества подготовки обучающихся и выпускников осуществляется в двух
основных направлениях: оценка уровня освоения дисциплин; оценка компетенций
обучающихся.
Оценка компетенций студентов проводится на квалификационном экзамене и во
время государственной (итоговой) аттестации.
14

Документы оценки качества освоения ППССЗ:
1.
комплекты КИМ, КОЗ, КОС по УД;
2.
комплекты КОС по ПМ;
3.
портфолио студента;
4.
дневники прохождения производственной практики;
5.
дневники прохождения учебной практики;
6.
аттестационные листы по всем видам практики;
7.
протокол квалификационного экзамена;
8.
протокол открытого урока по производственной практике;
9.
отчёт по практикам.
При реализации ППССЗ в условиях карантина и самоизоляции в КПОУ Удмуртской
Республики «Республиканский музыкальный колледж» разработан порядок осуществления
и всех форм контроля образовательной деятельности (входной контроль, текущий контроль,
рубежный и итоговый контроль) с применением ЭО и ДОТ, согласно приказов и
распоряжений Министерства просвещения РФ, Министерства образования и науки УР,
локальных актов КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж».
6.2. Требования к выпускным квалификационным работам;
К государственной итоговой аттестации допускается обучающийся, не имеющий
академической задолженности и в полном объеме выполнивший учебный план, если иное не
установлено порядком проведения государственной итоговой аттестации по
соответствующей образовательной программе.
Государственная итоговая аттестация включает подготовку и защиту выпускной
квалификационной работы (дипломная работа) и государственные экзамены. Обязательное
требование - соответствие тематики выпускной квалификационной работы содержанию
одного или нескольких профессиональных модулей.
Государственная итоговая аттестация включает:
1) выпускную квалификационную работу (дипломную работу)
"Исполнение сольной концертной программы" по виду "Сольное народное пение";
выпускную квалификационную работу (дипломную работу);
"Исполнение концертной программы с участием в ансамблевых и хоровых номерах"
по виду "Хоровое народное пение";
2) государственный
деятельность»

экзамен

по

профессиональному

модулю

«Педагогическая

Тема выпускной квалификационной (дипломной) работы – «Исполнение сольной
концертной программы», "Исполнение концертной программы с участием в ансамблевых и
хоровых номерах" – определяется в порядке, установленном образовательной организацией.
Программа концертного выступления
утверждается приказом директора не позднее, чем
за два месяца до начала итоговой государственной аттестации.
Произведения для программы сольного концертного выступления выбираются
руководителем выпускной квалификационной работы, исходя из особенностей
исполнительского комплекса студента, его технических возможностей и эмоциональных
качеств.
Репертуар выпускной квалификационной работы (дипломной работы) выпускника не
позднее, чем за 4 месяца до начала государственной (итоговой) аттестации, должен быть
обсужден в соответствующем структурном подразделении учебного заведения (отделе или
предметно-цикловой комиссии) и утвержден Советом учебного заведения.
15

В результате изучения Профессионального модуля ПМ.01. Исполнительская
деятельность обучающийся должен иметь:
СОЛЬНОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
практический опыт:
чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений
среднего уровня трудности;
самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными
требованиями;
чтения ансамблевых и хоровых партитур;
ведения учебно-репетиционной работы;
применения фортепиано в работе над сольными и ансамблевыми вокальными
произведениями;
аккомпанемента голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с
программными требованиями);
сценических выступлений с сольными и хоровыми номерами;
уметь:
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для
грамотной интерпретации нотного текста;
профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной
работы с сольными и ансамблевыми программами;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
применять теоретические знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать партии в ансамблях с различным количеством исполнителей;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные
решения при работе в ансамбле и хоре;
самостоятельно работать над исполнительским репертуаром (в соответствии с
программными требованиями);
использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной
цели в работе над исполнительским репертуаром;
использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми
произведениями, в концертных выступлениях;
знать:
сольный репертуар средней сложности, включающий произведения основных вокальных
жанров народной музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов;
особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;
профессиональную терминологию;
ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной
музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре;
особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе народного хора и ансамбля,
специфику репетиционной работы вокального ансамбля;
исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными
требованиями);
специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;
выразительные и технические возможности фортепиано

16

Защита выпускной квалификационной работы (дипломной работы) (далее – ВКР)
«Исполнение сольной концертной программы» представляет собой сольное выступление
выпускника с концертной программой, основанной на подлинных образцах музыкального
фольклора различных областей России или Удмуртии, а также композиторских образцах в
духе народной песни.
Кроме сольных номеров, в концертную программу могут быть включены дуэты и
ансамбли, в которых принимают участие студенты отделения сольного народного пения, а
выпускник выступает в качестве запевалы-солиста.
По согласованию с председателем ГЭК возможно корректное применение
микрофонной техники при исполнении концертной программы.
Защита ВКР проводится в концертном зале или иных условиях, приближенных к
концертному залу, допускается присутствие слушателей. При проведении защиты ВКР
должна быть обеспечена аудио- или видеосъемка выступления выпускников.
В программу сольного концертного выступления включаются произведения
следующих жанров и форм:
•
сольная песня a capella (без сопровождения);
•
народная песня с аккомпанементом;
•
обработка народной песни;
•
авторская песня в народном стиле (характере);
•
ансамблевая песня (дуэт, трио или квартет);
•
хоровая песня.
В песнях должны использоваться различные диалектные особенности исполнения
народных песен.
Варианты программ для выпускной квалификационной работы «Исполнение сольной
концертной программы» по специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение.
Сольное народное пение»:
Вариант 1
1. Русская народная песня Ставропольского края
«На крыле»
2. Карельское Поморье, обр. Л. Царегородцевой «Вольнёё» (трио)
3. Русская народная песня, обр.Страннолюбского
«Уж и я ли молода»
4. Русская народная песня
«Весной Волга разольется»
5. Удмуртская народная песня
«Кырдзаса» (вокальный ансамбль)
6. В. Чернявский, сл. В. Слядневой
«Купола моей России»
Вариант 2
1. Рус. нар. песня Архангельской области «Виноградиё»
2. Песня из репертуара Л. Зыкиной.
«Над рекой туман»
3. Песня башкирских удмуртов
«Малы сие»
4. Песня Архангельской области «Не бела заря» (вокальный ансамбль)
5. Казачья народная песня
«Любушка» (дуэт)
6. Г. Пономаренко, сл. В. Бокова, «Ой, снег, снежок»
При определении окончательной оценки по защите ВКР членами комиссии
учитываются:
•
владение основами вокальной техники (интонация, дикция, опора дыхания, качество
тембра, диапазон);
•
музыкально-художественная трактовка произведения;
17

•
•

владение навыками актерского мастерства.
стабильность исполнения.

Критерии оценки:
оценка «отлично» выставляется, если выпускник демонстрирует следующие
качества: чистую, точную интонацию, сохранение тембровой окраски, пение на дыхании,
владение четкой дикцией и декламационной выразительностью произношения, не
нарушающей ровную певучесть звуковедения, выразительную подачу музыкального и
литературного текстов (грамотное владение диалектным и наддиалектным направлениями
народно-песенного исполнительства), яркую артистичность и сценическую выдержку.
Оценка «хорошо» выставляется, если в выступлении выпускника при чистой
интонации, сохранении тембровой окраски, пении на дыхании и четкой дикции,
присутствовали недостаточно выразительная подача музыкального и литературного текстов
(при этом выпускник продемонстрировал хорошее владение диалектным и наддиалектным
направлениями народно-песенного исполнительства), достаточная артистичность и
сценическая выдержка.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если в выступлении выпускника
присутствовали интонационные погрешности, было продемонстрировано неуверенное
владение ровной звучностью голоса на всем диапазоне, тембровая пестрота, пение
невыразительное, недостаточная артистичность и сценическая выдержка.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если программа была исполнена
выпускником с многочисленными и значительными погрешностями, выпускник
продемонстрировал незнание текста наизусть, явные ошибки в тексте, связанные с
недоработкой, отсутствие интонирования, нечеткая дикция, отсутствие артистичности и
сценической выдержки.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа подлежит обязательному
рецензированию в виде оформления рецензии-отзыва после исполнения сольной программы
по установленной форме.

ХОРОВОЕ НАРОДНОЕ ПЕНИЕ
иметь практический опыт:
чтения с листа и транспонирования сольных и ансамблевых вокальных произведений
среднего уровня трудности;
самостоятельной работы с произведениями разных жанров, в соответствии с программными
требованиями;
чтения ансамблевых и хоровых партитур;
ведения учебно-репетиционной работы;
применения фортепиано в работе над сольными и ансамблевыми вокальными
произведениями;
аккомпанемента голосу в работе над произведениями разных жанров (в соответствии с
программными требованиями);
сценических выступлений с сольными и хоровыми номерами;
специальную учебно-педагогическую литературу по фортепиано;
выразительные и технические возможности фортепиано.
уметь:
использовать технические навыки и приемы, средства исполнительской выразительности для
грамотной интерпретации нотного текста;
профессионально и психофизически владеть собой в процессе репетиционной и концертной
работы с хоровыми, ансамблевыми и сольными программами;
использовать слуховой контроль для управления процессом исполнения;
18

применять теоретические знания в исполнительской практике;
пользоваться специальной литературой;
слышать партии в хоре и ансамбле с различным количеством исполнителей;
согласовывать свои исполнительские намерения и находить совместные художественные
решения при работе в ансамбле и хоре;
самостоятельно работать над исполнительским репертуаром;
использовать выразительные возможности фортепиано для достижения художественной
цели в работе над исполнительским репертуаром;
использовать навыки актерского мастерства в работе над сольными и хоровыми
произведениями, в концертных выступлениях.
знать:
сольный и хоровой исполнительский репертуар средней сложности, включающий
произведения основных вокальных жанров народной музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов;
особенности развития и постановки голоса, основы звукоизвлечения, технику дыхания;
профессиональную терминологию;
ансамблевый репертуар, включающий произведения основных вокальных жанров народной
музыки;
художественно-исполнительские возможности голосов в вокальном ансамбле и хоре;
особенности работы в качестве артиста-вокалиста в составе хора и ансамбля, специфику
репетиционной работы хора и вокального ансамбля;
исполнительский учебный репертуар для фортепиано (в соответствии с программными
требованиями).
Концертная программа исполняется в форме единого театрализованного действа, в
котором представлены разные жанры народного вокально-драматического искусства, и
включает сольные, ансамблевые и хоровые номера.
Концертная программа основывается на подлинных образцах музыкального
фольклора различных жанров и может выполняться на основе разных составов учебного
ансамбля, включая малые формы (дуэты, трио) и сольное выступление выпускника.
Сценарий и комментарии к программе оформляются в виде письменной работы с
приложением
расшифровок
исполняемых
произведений.
Общая
программы
продолжительность 20-30 минут.
Варианты программ для выпускной квалификационной работы «Исполнение
концертной программы с участием в сольных, ансамблевых и хоровых номерах» по
специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение. Хоровое народное пение»:
Вариант 1
«Свадебный обман»- по материалам фольклорных экспедиций
района
Изопьем пиво пьяное (свадебная)
Ой, ты батюшко (свадебная)
На густой было на заводи (свадебная)
Кругом солнышко обошло (свадебная)
Сентитюриха (плясовая)
Треплет лихоманка (лирическая)

с. Сергино Балезинского

Вариант 2
«Мунчоын пукон» - банные посиделки, на материалах фольклорных экспедиций д.
Капустино, Иваново-Самарское Мало - Пургинского района
Пуксьы туганэ (лирическая)
19

Улмо пулэн (шуточная)
Беда лэсьты (хороводно-игровая)
Келялоза уза? (частушки)
Сидор Поликарпович (игровая)
Решение экзаменационной комиссии об оценке принимается по завершении защиты
ВКР всеми выпускниками.
При определении окончательной оценки по защите ВКР членами комиссии
учитываются:
•
достоверность отражения традиции (на звуковом,
вербальном, акциональном,
коммуникативном уровне);
•
целесообразность использования дополнительных средств, для полноты отражения
традиции (костюмный комплекс, инструментарий, обрядовая атрибутика, световое решение);
•
использование инновационных форм для реализации поставленных задач (фото, видео
презентации и др.
Критерии оценки:
Оценка «отлично» выставляется, если концертная программа составлена грамотно,
тема раскрыта полностью, широко привлечены дополнительные источники (архивные
материалы) и современные
мультимедийные технологии. Грамотно и убедительно
использованы дополнительные формы (хореография, инструментарий, костюм),
позволившие ярко, полно и разнообразно представить локальную песенную традицию.
Программа включает в себя жанровое разнообразие и различные исполнительские формы:
ансамбли, малые ансамбли, сольные произведения, что позволяет судить о качественной
вокально-ансамблевой работе и самого выпускника и коллектива в целом. В процессе работы
выпускник продемонстрировал организаторские навыки, самостоятельно планировал и
выстраивал
репетиционную работу, проявлял
на репетициях заинтересованность,
увлеченность, требовательность и демонстрировал как общую эрудицию, так и знания
вопросов теории и практики традиционного исполнительства
Оценка «хорошо» выставляется, если концертная программа составлена грамотно,
раскрыта тема. Использованы дополнительные источники и современные мультимедийные
технологии (фото, видео презентация), дополнительные формы, позволяющие разнообразно
представить песенную традицию. Исполненная программа позволяет судить о качественной
профессиональной работе выпускника и как солиста и как хормейстера. В процессе работы
выпускник продемонстрировал хорошие организаторские способности, хорошую
подготовительную работу по планированию и проведению репетиций.
Оценка «удовлетворительно» выставляется, если концертная программа составлена
грамотно, но тема раскрыта не достаточно полно, не хватало убедительности трактовки.
Использованы дополнительные источники и современные мультимедийные технологии
(фото, видео презентация); в программе не использован местный костюмный комплекс, не
всегда целесообразно использованы хореографические и инструментальные формы,
коллектив продемонстрировал недостаточно качественную вокально - ансамблевую работу.
В процессе работы выпускник продемонстрировал хорошие организаторские способности,
но не всегда оптимально планировал репетиции и четко формулировал задачи, не хватало
грамотных показов голосом.
Оценка «неудовлетворительно» выставляется, если концертная программа
составлена небрежно, тема не раскрыта, не использованы дополнительные источники,
коллектив продемонстрировал недостаточный уровень вокально-ансамблевой подготовки. В
процессе работы выпускник не проявлял заинтересованности, не планировал репетиции, не
формулировал исполнительские задачи; у него нет четкого представления о песенной
традиции и ее особенностях.
Выпускная квалификационная (дипломная) работа подлежит обязательному
20

рецензированию в виде оформления рецензии-отзыва после исполнения сольной программы
по установленной форме.
Государственный экзамен по профессиональному модулю ПМ.02."Педагогическая
деятельность" по междисциплинарным курсам "Педагогические основы преподавания
творческих дисциплин", "Учебно-методическое обеспечение учебного процесса».
В результате изучения
Профессионального модуля ПМ.02."Педагогическая
деятельность" обучающийся должен иметь:
практический опыт:
организации обучения учащихся с учетом базовых основ педагогики;
организации обучения учащихся пению с учетом их возраста и уровня подготовки;
организации индивидуальной художественно-творческой работы с детьми с учетом
возрастных и личностных особенностей.
уметь:
делать педагогический анализ ситуации в классе индивидуального творческого обучения;
использовать теоретические сведения о личности и межличностных отношениях в
педагогической деятельности;
определять важнейшие характеристики голоса обучающегося и планировать его дальнейшее
развитие;
пользоваться специальной литературой.
знать:
основы теории воспитания и образования;
психолого-педагогические особенности работы с детьми дошкольного и школьного возраста;
требования к личности педагога;
творческие и педагогические вокальные школы, современные методики постановки голоса,
преподавания специальных (вокальных и хоровых дисциплин);
педагогический (вокальный и хоровой) репертуар детских музыкальных школ;
профессиональную терминологию;
порядок ведения учебной документации в организациях дополнительного образования,
общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях.
Государственный экзамен по профессиональному модулю ПМ.02.«Педагогическая
деятельность» определяет уровень теоретической и практической подготовки выпускников
по итогам освоения профессионального модуля «Педагогическая деятельность».
Государственный экзамен по профессиональному модулю «Педагогическая
деятельность» проводится в виде ответа по экзаменационным билетам, включающим
вопросы практические задания, проводится в специально подготовленных помещениях. На
подготовку ответа по билету отводится не более 1 часа. Время ответа – не более 30 мин. Во
время подготовки выпускнику разрешается пользоваться хрестоматиями, учебными
пособиями, нотными сборниками.
Экзаменационный билет включает три вопроса:
1) теоретический вопрос из междисциплинарного курса «Учебно-методическое обеспечение
учебного процесса»;
2) теоретический вопрос из междисциплинарного курса «Педагогические основы
преподавания творческих дисциплин»;
3) практическое задание – методический и исполнительский анализ произведения
педагогического репертуара ДШИ.
В качестве практического задания выпускнику дается произведение, соответствующее
по сложности произведению из репертуара старших классов ДШИ, на примере которого он
21

должен самостоятельно продемонстрировать навыки теоретического и методического
разбора музыкального материала, а также качественно исполнить его.
Теоретические вопросы, практические задания и профессиональные задачи должны
иметь комплексный (интегрированный) характер, направлены на выявление уровня
сформированности профессиональных и общих компетенций, готовности выпускника к
педагогической деятельности.



В критерии оценки уровня подготовки студента входят:
качество устного ответа, демонстрирующего знание основной проблематики
междисциплинарных курсов в составе профессионального модуля «Педагогическая
деятельность»;
качество выполнения практического задания и исполнения музыкального материала.

Критерии оценивания:
Оценка «отлично» ставится, если в ответе аттестуемого выполнены все практические
задания и освещены все теоретические вопросы, при этом у студента сформирована система
знаний по психолого-педагогическим основам обучения, система знаний, умений и навыков
в области работы над произведениями различных стилей и жанров с учащимися ДШИ
разного возраста и уровня подготовки; продемонстрировано умение реализовать принципы
развивающего обучения в работе с учеником; имеется понимание психофизических основ
формирования исполнительской вокальной техники учащегося. Студент знает методы и
приемы педагогической работы, качественно иллюстрирует свой ответ пением.
Оценка «хорошо» ставится в том случае, если один из теоретических вопросов или
практическое задание представлено недостаточно глубоко, либо имеются неточности в
изложении. При этом теоретические положения раскрыты достаточно полно, студент владеет
теоретическими знаниями по вопросам постановки голоса и методики преподавания
вокальных дисциплин, выпускник владеет педагогическим репертуаром ДШИ, но нет
навыков анализа возможных затруднений ученика в работе над произведением. Умеет
реализовать теоретические знания в практической работе с учеником, но не хватает точности
и логичности в построении урока. Хорошо иллюстрирует свой ответ игрой, пением.
Оценка «удовлетворительно» ставится в том случае, если выпускник демонстрирует
поверхностное знание теоретических вопросов по вопросам постановки голоса и методики
преподавания вокальных дисциплин, не владеет профессиональной терминологией.
Методический и исполнительский анализ произведения из репертуара ДШИ не содержит
четких рекомендаций по формированию художественного замысла и преодолению
вокальных трудностей. Ответ иллюстрирован недостаточно качественно.
Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если выпускник не освещает
позиции теоретического вопроса, не владеет профессиональной терминологией, не может
сформулировать рекомендации по методическому и исполнительскому анализу
произведения из репертуара ДШИ, некачественно иллюстрирует свой ответ пением.
7.Ресурсное обеспечение реализации ППССЗ.
7.1. Учебно – методическое обеспечение образовательного процесса.
Программа подготовки специалистов среднего звена Казённого профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный
колледж» составлена на основе федерального государственного образовательного стандарта
по специальности 52.02.05 Сольное и хоровое народное пение углублённой подготовки,
является системой учебно-методических документов, обеспечивающих реализацию ФГОС
СПО.
Программа подготовки специалистов среднего звена Казённого профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный
22

колледж» обеспечивается учебно-методической документацией и материалами по всем
дисциплинам, междисциплинарным курсам, видам практик, согласованной с учредителем и
работодателями.
Программа подготовки специалистов среднего звена Казённого профессионального
образовательного учреждения Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный
колледж» ежегодно обновляется с учётом запросов и пожеланий работодателей и учредителя
– Министерства культуры Удмуртской Республики.
Внеаудиторная работа обучающихся сопровождается методическим обеспечением и
обоснованием времени, затрачиваемого на ее выполнение.
Реализация
Программы подготовки специалистов среднего звена
Казённого
профессионального
образовательного
учреждения
Удмуртской
Республики
«Республиканский музыкальный колледж» обеспечивается доступом каждого обучающегося
к базам данных и библиотечным фондам, формируемым по полному перечню дисциплин,
междисциплинарных курсов и профессиональных модулей. Во время самостоятельной
подготовки обучающиеся обеспечиваются доступом к сети Интернет. Каждый обучающийся
обеспечен не менее чем одним учебным печатным и/или электронным изданием по каждой
дисциплине профессионального цикла и одним учебно-методическим печатным и/или
электронным изданием по каждому междисциплинарному курсу (включая электронные базы
периодических изданий).
Библиотечный фонд укомплектован печатными и/или электронными изданиями
основной и дополнительной учебной литературы по дисциплинам всех циклов, а также
изданиями музыкальных произведений, специальными хрестоматийными изданиями,
партитурами, клавирами оперных, хоровых и оркестровых произведений в объеме,
соответствующем требованиям ППССЗ.
Библиотечный фонд помимо учебной литературы включает официальные, справочнобиблиографические и периодические издания в расчете 1–2 экземпляра на каждые 100
обучающихся.
Каждому обучающемуся обеспечен доступ к комплектам библиотечного фонда,
состоящим не менее чем из 5 наименований отечественных журналов.
Периодические издания 2021-2022 г.
1.Играем с начала
газета
2.Музыкальное обозрение
газета
3.Удмуртская правда
газета
4.Методист
журнал
5.Классный руководитель
журнал
6.Музыкальная академия
журнал
7.Музыкальная жизнь
журнал
8.Народное творчество
журнал
9.Администратор образования
журнал
10.Среднее профессиональное образование
журнал
11.Музыкальный журнал
12. Профессиональное образование в Удмуртской республике журнал
Образовательная организация
предоставляет обучающимся возможность
оперативного обмена информацией с отечественными образовательными учреждениями,
учреждениями и организациями культуры, а также доступ к современным
профессиональным базам данных и информационным ресурсам сети Интернет (в т.ч.
электронно – библиотечная система «Лань»).
При выполнении обучающимися практических занятий в качестве обязательного
компонента
включаются практические задания с использованием персональных
23

компьютеров.
Обеспеченность студентов КПОУ Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный
колледж»:
- фонотека
Специальность

Муз.литература
ФП
СТР
ДУХ
ОНИ
ДХО
СНП
НХ
АП
ТО
МЗМ
Всего:

Наименование носителя
VHS
(видеокассеты)
23
20
43

CDAUDIO
672
73
74
47
8
46
1
5
33
89
24

CD
MP3
86
20
17
6
13
2
4
65
29
4

DVDVIDEO
23
2
7
16
4
4

1072

246

56

Аудиокассеты
8
3
6
-

Виниловые
пластинки
14
-

17

14

7.2.Кадровое обеспечение реализации ППССЗ.
Реализация Программы подготовки специалистов среднего звена
Казённого
профессионального
образовательного
учреждения
Удмуртской
Республики
«Республиканский музыкальный колледж»
обеспечивается педагогическими кадрами,
имеющими высшее профессиональное образование, соответствующее профилю
преподаваемой дисциплины (модуля). Доля преподавателей, имеющих высшее
профессиональное образование,
составляет
98,1% в общем числе преподавателей,
обеспечивающих образовательный процесс по данной основной образовательной программе.
Преподаватели проходят стажировку и курсы повышения квалификации в профильных
организациях не реже 1 раза в 3 года
7.3. Материально- техническое обеспечение реализации ППССЗ.
Образовательная организация располагает материально-технической базой,
обеспечивающей проведение всех видов практических занятий, дисциплинарной,
междисциплинарной и учебной практики, предусмотренных ФГОС и учебным планом
образовательной организации.
Материально-техническая
база
соответствует
действующим
санитарным
и
противопожарным нормам.
Перечень кабинетов, лабораторий и других помещений:
Кабинеты:
русского языка и литературы;
математики и информатики;
иностранного языка;
истории, географии и обществознания;
гуманитарных и социально-экономических дисциплин;
мировой художественной культуры;
музыкально - теоретических дисциплин;
24

музыкальной литературы.
Учебные классы: для групповых и индивидуальных занятий;
для занятий по междисциплинарному курсу «Хоровое и ансамблевое пение» со
специализированным оборудованием;
для проведения оркестровых и ансамблевых занятий.
Спортивный комплекс:
спортивный зал;
открытый стадион широкого профиля с элементами полосы препятствий (договор
№15 безвозмездного
пользования имуществом, являющимся собственностью
Удмуртской Республики, находящегося в оперативном управлении
АПОУ
«Экономико – технологический колледж», заключён 10.04.2019г.);
стрелковый тир.
Залы:
Концертный зал от 100 посадочных мест с концертными роялями, пультами
и звукотехническим оборудованием;
малый концертный зал от 30 посадочных мест с концертными роялями, пультами;
Библиотека, читальный зал с выходом в сеть Интернет;
помещения для работы со специализированными материалами (фонотека, видеотека,
фильмотека), соответствующие профилю подготовки.
Реализация ППССЗ должна обеспечивать:
выполнение обучающимися практических занятий, включая как обязательный компонент,
практические задания с использованием персональных компьютеров; освоение
обучающимися профессиональных модулей в условиях созданной соответствующей
образовательной среды в образовательной организации или в организациях в зависимости от
специфики вида деятельности.
Для проведения занятий по дисциплине
"Музыкальная информатика"
образовательная организация располагает специальной аудиторией, оборудованной
персональными компьютерами, MIDI-клавиатурами и соответствующим программным
обеспечением.
При использовании электронных изданий образовательная организация обеспечивает
каждого обучающегося рабочим местом в компьютерном классе в соответствии с объемом
изучаемых дисциплин.
Образовательная организация обеспечена необходимым комплектом лицензионного
программного обеспечения.
В образовательной организации обеспечены условия для содержания, обслуживания
и ремонта музыкальных инструментов.
В КПОУ
Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный колледж»
функционирует лаборатория музыкальных инструментов, которыми пользуются студенты
колледжа, учащиеся СМШ, школы педагогической практики.

7.4. Базы практики.
Базы учебной практики всех видов, кроме учебной практики по педагогической работе
для всех специальностей - КПОУ УР «Республиканский музыкальный колледж».
Базы учебной практики по педагогической работе:
•
специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»: «Сольное
пение» - Школа педагогической практики при КПОУ УР «РМК»;

народное

25

•
специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»: «Хоровое народное
пение» - образовательные организации дополнительного образования детей г. Ижевска: БУ
ДО УР «РДШИ», МАУ ОО ДО «ДШИ №2 им. П.И. Чайковского», МАУ ОО ДО « ДШИ
№8», МБУ ОО ДО «ДШИ №13»; общеобразовательные организации г. Ижевска: МАОУ
«Гимназия №56»;
Базы производственной практики по профилю специальности (исполнительская) для
специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»: «Сольное народное пение» концертный зал, аудитории Колледжа, МБУК УКС Сарапульского района УР, МБУ
«Культурный комплекс «Люкский», БУСО УР «Комплексный центр социального
обслуживания населения № 5» КЦСОН Устиновского района г. Ижевска, Ижевская
городская местная организация УРО ОООИ ВОС, образовательные организации общего и
дополнительного образования г. Ижевска и Удмуртской Республики: МАОУ «Гимназия №
56», образовательные организации общего и дополнительного образования г. Ижевска и
Удмуртской Республики: СМШ при КПОУ УР «РМК», МБУ ОО ДО «ДШИ № 7», МАУ ОО
ДО «ДШИ № 12» г. Ижевска и другие.
Базы производственной практики по профилю специальности (исполнительская) для
специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»: «Хоровое народное пение»концертный зал, аудитории Колледжа, образовательные организации общего и
дополнительного образования г. Ижевска и Удмуртской Республики: СМШ при КПОУ УР
«РМК», МАОУ «Гимназия № 56», МАУ ОО ДО «ДШИ № 13» г. Ижевска и другие.
Базы производственной практики по профилю специальности (педагогическая):
 специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»: «Сольное народное
пение» - образовательные организации дополнительного образования детей г.
Ижевска: МБУ ООДО «ДШИ №7», МАУ ОО ДО «ДШИ №12», профессиональные
образовательные организации: КПОУ УР «РМК»;
 специальности 53.02.05 «Сольное и хоровое народное пение»: «Хоровое народное
пение» - образовательные организации дополнительного образования детей г.
Ижевска: КУ ДОУР «РДШИ», МБУ ОО ДО «ДШИ №13»,МАУ ОО ДО «ДШИ №2 им.
П.И. Чайковского», МАУ ОО ДО «ДШИ №8», общеобразовательные организации г.
Ижевска: МАОУ «Гимназия №56», профессиональные образовательные организации:
КПОУ УР «РМК»
Базы производственной преддипломной практики для всех специальностей - КПОУ
УР «Республиканский музыкальный колледж».
8. Характеристика среды колледжа, обеспечивающая развитие общих компетенций
выпускников.
В КПОУ
Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный колледж»
созданы условия, необходимые для всестороннего развития личности, сохранения здоровья
обучающихся и регулирования социально-культурных процессов, способствующих
укреплению нравственных, гражданских, общекультурных качеств студентов. Работа ведется
согласно
«Концепции и Программы развития БПОУ Удмуртской Республики
«Республиканский музыкальный колледж 2018-2024гг.».
На основе Программы составляются и реализуются годовые комплексные и
ежемесячные планы работы по
направлениям: учебная, научно – методическая,
воспитательная.
В организационную структуру колледжа по реализации ППССЗ входят: Совет
колледжа, Педагогический совет, Научно – методический совет, Советы предметноцикловых комиссий, Совет кураторов, Студенческий совет, Совет старост, Совет по

26

профилактике, Научное студенческое общество.
локальными актами.

Их деятельность регламентируется

9. Приложения:
9.1.Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального
образования по специальности;
9.2. Лицензия КПОУ УР «РМК»;
9.3. Календарный учебный график;
9.4. Рабочий учебный план;
9.5. Рабочие программы дисциплин;
9.6. Рабочие программы профессиональных модулей;
9.7. Программы учебной, производственной и преддипломной практики;
9.8. Контрольно – оценочные средства по программам ПМ;
9.9. Контрольно – оценочные средства по программам УД;
9.10. Положение об организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов;
9.11. Положение о портфолио студента;
9.12. Положение об экспертном совете КПОУ УР «Республиканский музыкальный
колледж»;
9.13. Методические рекомендации по проведению практических (семинарских) занятий
КПОУ Удмуртской Республики «Республиканский музыкальный колледж»;
9.14. Методические рекомендации по организации и методическому сопровождению
самостоятельной работы студентов КПОУ Удмуртской Республики «Республиканский
музыкальный колледж»;
9.15. «Концепция и Программа развития БПОУ УР «Республиканский музыкальный
колледж» 2018 – 2024 гг.».

27



Поиск

На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.