Роберт Л. Шоу – американский хоровой дирижёр, сказал: «Идите в хоры и обретёте гармонию!». Повинуясь этому призыву, в поисках душевной гармонии в последний день зимы и в канун весны, в концертном зале Республиканского музыкального колледжа собрались музыканты и любители музыки разного возраста – истинные ценители хорового искусства.
Сыграть «Финальный аккорд» в эстафете творческих отчетов всех музыкальных отделений колледжа выпала честь дирижерско-хоровому отделению, в частности, хоровому коллективу, руководителем которого вот уже 25 лет является Санникова Марина Борисовна.
Отчетный концерт хора отделения хорового дирижирования, посвященный 85-летию Республиканского музыкального колледжа – это масштабный по количеству участников и слушателей, грандиозный по замыслу и воплощению, яркий и стилистически органичный праздник хоровой музыки!
Поздравить с юбилеем свою «Альма Матер» и «вручить музыкальные подарки» от имени многочисленных выпускников в начале концерта выпала честь хормейстерам ДШИ № 5, 4, 8 г. Ижевска вместе с их замечательными детскими коллективами.
Их сменяют женская группа смешанного хора, орган, ансамбль скрипачей и альтистов (дирижер Петухов И.), и эфир наполняет полная светлой грусти, проникающая в самое сердце музыка «Stabat Mater» Джованни Перголези – жемчужина мировой музыкальной культуры. Она поражает с первых звуков своим искренним стремлением к радости, несмотря на сильную душевную боль. Это образец глубокой скорби и душевного просветления, смирения и духовной силы, жертвенности и надежды. Передать в музыке такой сложный и в чем-то непостижимый характер образности довольно сложно. И это в полной мере и профессионально удалось двум учебным (!!!) коллективам. Не только на сцене происходило таинство рождения гениального произведения, в душе каждого, словно завороженного, слушателя – даже самого юного – исподволь шло эмоциональное постижение смысла слов и музыки духовного сочинения, в котором Перголези соединил традиции баховской полифонии и мелодику итальянской оперы.
Сквозное развитие музыкального и образного материала позволило воспринимать кантату из 13 частей для солистов и хора «на одном дыхании». Постепенное движение к свету вылилось в торжественно-гимническое заключительное Tutti «Amen», повторяемое на протяжении всей части. В музыке «Stabat Mater» нет траура – это надежда, смирение и величайшая любовь ко всему человечеству.
Также в концерте в исполнении студенческого смешанного хора a capella под управлением Санниковой М.Б. стилистически тонко прозвучали «Жаворонок» Вик. Калинникова и «Незнакомка» (в жанре танго) питерского композитора Ю. Фалика. А апофеозом концерта стало новое сочинение Юрия Львовича Толкача «Лики Севера» (для смешанного хора, фортепиано и ударных инструментов) в исполнении двух хоровых коллективов – хора студентов и Академической хоровой капеллы УР.
Музыкальный мост из 18 века через 19 и 20 в 21 век – концепция Отчетного концерта – несет в себе не только идею связи времен и культур разных стран и народов, но и является подтверждением мысли о вечности искусства. Печаль и горе, радость и надежда, вера и счастье изливаются из человеческой души, находя выход в хоровом пении. А хоровое искусство объединяет людей, даёт им душевный подъём и чувство единения: когда голоса сливаются в унисоне или сложных гармонических созвучиях, человек чувствует, что он не одинок, что все люди – братья, что родство со всей вселенной – не пустые слова.
Тухватулина В.А.
Дата создания: 07.03.2019
Дата обновления: 07.03.2019
Дата публикации: 07.03.2019